ПАПАДИКИ
Том LIV, С. 511-514
опубликовано: 18 декабря 2023г.

ПАПАДИКИ

Содержание

Начало учебного песнопения «Большой исон» прп. Иоанна Кукузеля в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 3)Начало учебного песнопения «Большой исон» прп. Иоанна Кукузеля в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 3) [Греч. Παπαδική], визант. певч. сборник, содержащий неизменяемые песнопения вечерни, утрени и литургии. Ранние списки этого типа сборника, начиная с рукописи 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458), в качестве составителя к-рой указан прп. Иоанн Кукузель, носили название «Аколуфии» (Последования), позднее оно было вытеснено термином παπαδική, обозначавшим также певч. искусство в целом. Один из самых полных списков П. (Ath. Iver. 1120) выполнен в 1458 г. лампадарием Мануилом Хрисафом.

«Протопападики» в рукописи сер. XIII в. (РНБ. Греч. № 495. Л. 2 об.)«Протопападики» в рукописи сер. XIII в. (РНБ. Греч. № 495. Л. 2 об.)Помимо краткого теоретического введения (Προθεωρία τῆς Παπαδικῆς - Обозрение певческого искусства) в сборник входят 3 больших раздела: 1) песнопения вечерни: аниксандарии, «Блажен муж», калофонические стихи 2-го псалма, кекрагарии, светильничны-дохи, дохи с эпифонимами; 2) песнопения утрени: «Бог Господь», аллилуия, прокимны, антифоны полиелея, непорочны, пасапноарии утрени («Всякое дыхание»), эпифонимы; 3) песнопения литургии: изобразительные антифоны с блаженнами, входные песнопения, многолетны-похвалы, Трисвятое, аллилуиарии, херувимские песни, песнопения литургий св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров, причастны, а также умилительны (или покаянны - κατανυκτικά), Акафист Пресв. Богородице, кратимы и анаграмматизмы.

Расшифровка ихим и апихим в стихирах 1-го гласа по «Протеории Пападики» 1747 г. письма иером. Давида Скопелита (Aten. Bibl. Nat. 893. Fol. 5v)Расшифровка ихим и апихим в стихирах 1-го гласа по «Протеории Пападики» 1747 г. письма иером. Давида Скопелита (Aten. Bibl. Nat. 893. Fol. 5v)Важными элементами содержания П. являются: с филологической т. зр.- используемые тексты псалмов, произведений различных жанров визант. гимнографии (кондаков, стихир-самогласнов, ирмосов и тропарей канонов) и кратим; с исторической т. зр.- совокупность распевов, древних (анонимных) и новых (авторских), как кратких, так и пространных (калофонических); с муз. т. зр.- специальные термины, напр.: калофония (в отношении калофонических стихов), калофонарис (или монофонарис), анаграмматизмы - анаподизмы - кратимы (для калофонических стихов, кондаков с анаграмматизмами и кратим), эпифонимы - прологи - матимы и т. д.

Особую ценность представляют помещенные в П. толкования используемых терминов. Калофония - техника сочинения широкого, протяженного мелоса, украшенного, искусного, с использованием соответствующих тесисов, с гласовыми изменениями посредством фтор, с повторениями в тексте (слогов, слов, фраз) или с добавлением другого (отличного от оригинального) текста. Калофонарис (καλοφωνάρης), или монофонарис (μονοφωνάρης),- искусный исполнитель (ρμηνευτής) калофонических сочинений, обладающий выдающимися вокальными и интерпретаторскими навыками.

Анаграмматизмы - способ перестановки поэтического текста (на уровне слогов, слов, фраз) путем повторения текста или его дополнения др. текстом и изменения изначального смысла текста или придания ему желаемых мелургом смысловых акцентов, с анаподизмом (т. е. изменением строк) в его разделах; этот прием применяется гл. обр. к самогласным стихирам (реже к величаниям, стихам псалмов, кондакам, ирмосам и пятнадцатисложникам).

Термин «анаподизм» также применяется гл. обр. к самогласным стихирам (реже - к мегалинариям, стихам псалмов, кондакам, ирмосам, пятнадцатисложникам), но означает перестановку или преобразование отдельных частей поэтического текста. На основе анаподизма создаются либо более пространные сочинения (с преобразованием всего поэтического текста), либо независимые (большего или меньшего размера) сочинения (т. н. простые колена) с такой же разработкой одного колена (т. е. ограниченной части текста). Общими между обычными и калофоническими, обработанными в технике анаграмматизма или анаподизма, самогласными стихирами являются не только поэтические тексты: оба вида стихир распеваются на один и тот же глас (несмотря на то что в анаграмматизмах появляются в качестве вставок отдельные гласовые преобразования); начала преобразованных «колен» - особенно в анаподизмах - совпадают с теми местами в некалофонических стихирах, где стоят мартирии или энихимы (интонационные формулы) гласов. Встречаются также случаи, когда мелодически совпадают вступление (c указанием: κείμενον - текст) и окончание (с указанием: ἀπὸ χοροῦ - хором или: ὅλοι ὁμοῦ - все вместе) раздела в обычных и в калофонических стихирах и остается возможность вставки калофонической обработки (с указанием: «начинается каллифония» или: «затем начинает монофонарис») промежуточной части сочинения.

Кратима - это слоги, не несущие смыслового содержания, использующиеся для расширения, морфологического деления или промежуточного «комментирования» мелоса,- составляет органичную, закономерную и необходимую часть калофонии.

Пролог (πρόλογος) - краткое мелодическое введение в более пространное муз. сочинение. Текст пролога образован из начальной части этого сочинения и расширен с помощью кратимы. В певч. традиции пролог встречается в калофонических стихах (чаще всего в пространных разделах) песнопения «Блажен муж» и полиелея и служит для присоединения последующей кратимы. Т. о., пролог - начальная часть псалмового стиха, распетая согласно краткому мелодическому развертыванию, к-рая функционирует как введение в пространную кратиму. Прологи в певч. рукописях часто характеризуются как кратимы, многие из них имеют такие же названия (ἐθνικόν - народное, ἀνακαρᾶς - наккара (ближневост. котлообразный барабан), τροχός - колесо и т. д.).Эпифонимы (ἐπιφωνήματα, букв.- «восклицания») встречаются гл. обр. в калофонически распетых прокимнах вечерни и утрени. В качестве текста берется фраза одного из стихов прокимна (часто в технике анаграмматизма), к-рая включена в общее мелодическое развертывание произведения и поется от 2 до 5 раз. Эпифонимы записываются в певч. рукописях красным цветом, что указывает на их исполнение монофонарисом.

Матимами называются разные виды калофонических сочинений; значение этого термина указывает на то, что они являются средством обучения и упражнений.

Лит.: Στάθης. ᾿Αναγραμματισμο κα μαθήματα. Σ. 100-113; idem. ῾Η ἀσματικὴ διαφοροποίηση, ὅπως καταγράφεται στὸν κώδικα ΕΒΕ 2458 τοῦ ἔτους 1336 // ΚΒ´ Δημητρία: ᾿Επιστημονικὸ Συμπόσιο Χριστιανικὴ Θεσσαλονίκη - Παλαιολόγειος ἐποχή. Θεσ., 1989. Σ. 165-211.
А. Халдеакис

«Протеория Пападики»

Музыкально-дидактическое сочинение, имевшее различные формы и применявшееся для теоретического и практического обучения певчих в период распространения средневизант. нотации. «Протеории...» засвидетельствованы с XIII до нач. XIX в., до т. н. реформы Трех учителей (1814-1815) и сохранились в сотнях греч. рукописей, бóльшая часть к-рых относится к типу П. (отсюда название этих сочинений). В англо- и германоязычной лит-ре называются «Пападики».

Историческое развитие и типология

«Древо параллаги» прп. Иоанна Кукузеля в «Протеории Пападики». Рукопись свящ. Павла Скопелита. 1692 г. (Athen Bibl. Nat. 902. Fol. 6v)«Древо параллаги» прп. Иоанна Кукузеля в «Протеории Пападики». Рукопись свящ. Павла Скопелита. 1692 г. (Athen Bibl. Nat. 902. Fol. 6v) «Протеории Пападики» восходят к перечням знаков и интонационных формул (ихим) в Древних Стихирарях, см.: Sinait. gr. 1218. Fol. 271 (1177 г.; список знаков сделан более поздней рукой, возможно XIII в.- Harlfinger. 1983); фрагмент РНБ. Греч. № 495. Л. 1 об.- 4 об. из Древнего Стихираря письма иером. и доместика Неофита из Дамаска (сер. XIII в.) и таблицы с интервальными значениями знаков нотации согласно метрофонии в ркп.: Ath. Vatop. 1492 (1241-1242 гг.); Paris. gr. 261. Fol. 139v - 140v (1289 г.). На иллюстрации представлено Протопападики из рукописи РНБ. Греч. № 495 (Л. 2 об.): восходящие и нисходящие звуки и начало таблицы знаков средневизант. нотации и их интервальных значений в виде греч. цифр, в окружностях красного цвета: исон - без звука, олигон - 1 звук (α), олигон с кендимой (точкой) справа - 2 звука (β), исон с кендимой вверху - 3 звука (γ) и т. д. (см.: Герцман. 1994. С. 217-240, LII-LVIII). К. Трёльсгор назвал эти ранние версии «Протеории...» «Протопападики» (см.: Alexandru, Troelsgård. 2008. T. 2. P. 562-587). Их предшественником является перечень мелодем (μελωδήματα) c ранневизант. (шартрской) нотацией в Древнем Стихираре Ath. Laur. Γ. 67 (Fol. 159), датируемом X (Strunk. 1966) или XI в. (Floros. 1970).

С XIV в. «Протеорию...» стали дополнять музыкально-теоретическими текстами, методами (упражнениями) и диаграммами. Такие «Протеории...» помещали в начале рукописей, созданных в период калофонического пения (XIII-XV в.). Первоначально эти рукописи называли Аколуфиями (Athen. Bibl. Nat. 2458, 1336 г.; см. ил.), позднее - Пападики или Анфологиями Пападики. Обычно в рукописях этого типа «Протеория...» имела пространную форму, с большим числом различных методов и диаграмм. С XVII в. известна также сокращенная версия «Протеории...», с меньшим числом методов и диаграмм, содержащая только наиболее важные элементы для базового обучения певчего. Сокращенная версия помещалась гл. обр. в начале Анастасиматария.

«Протеория Пападики» - «живой текст», т. е. его содержание может изменяться в зависимости от возможностей и требований учителя (см.: Huglo, Brockett. 2019. P. 1. Not. 1). На основе сходств и различий «Протеорий...» Й. Ростед для подготовки критического издания предложил разделить их на 4 типа (A - древний, B - смешанный, С - переходный, D - сформировавшийся) (дальнейшую разработку типологии см. в работе: Alexandru, Troelsgård. Strategies (в печати)).

Содержание

Расшифровка «Древа параллаги» прп. Иоанна Кукузеля: интервальные знаки и мартирии по рукописи Athen. Bibl. Nat. 902, малые ихимы по Codex Chrysander (XVII в.)Расшифровка «Древа параллаги» прп. Иоанна Кукузеля: интервальные знаки и мартирии по рукописи Athen. Bibl. Nat. 902, малые ихимы по Codex Chrysander (XVII в.) Первый большой раздел «Протеории Пападики» состоит из параграфов музыкально-теоретического текста, которые могут располагаться в разном порядке. Они посвящены исону (см. в ст. Византийская нотация), отдельным звуковысотным знакам и их интервальному значению, «беззвучным» знакам и осмогласию, а также многочисленным возможным сочетаниям знаков для записи интервалов (от 0 до 10 звуков, т. е. от примы до увеличенной кварты). Во 2-м большом разделе помещаются перечни ихим и ряд учебных произведений-методов на параллаги, метрофонию, тесисы, хирономию, гласы, калофонию и сочинение (μελουργία), а также диаграммы для параллаги и для углубленного освоения осмогласия. Методы и диаграммы одновременно являются превосходным материалом для развития голосов певчих - увеличения их диапазона, придания им гибкости и яркости (см.: Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 317. Πίναξ 7.1, а также список XVIII в. «Протеория...» + Анастасиматарий из собрания кафедры классической филологии философского факультета Фессалоникийского университета Thessal. Univ. Philos. Class. Phil. 32: digital.lib.auth.gr/record/80004/files/1.pdf [Электр. ресурс]).

В расшифровке приведены начала ихим и апихим 1-го гласа по Протеории Пападики 1747 г. письма Давида Скопелита (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 5v) из следующих стихир: «᾿Επέστη ἡ εἴσοδος» («Наста вход», 1 сент.), «Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν» («Христе Боже наш», 1 сент.), «῾Ο λαμβρὸς ἀριστεὺς Γεώργιος» («Светлый храборник Георгий», 23 апр.), «Εἰς τὸ ὄρος τοῖς μαθηταῖς» («На гору учеником», 1-я евангельская стихира).

Автор 1-го теоретического раздела неизвестен. Во 2-м разделе, в к-ром помещены методы и диаграммы, много как анонимного (напр., перечни апихим), так и авторского материала, принадлежащего гл. обр. мелургам палеологовской эпохи: среди методов - «Большой исон» прп. Иоанна Кукузеля и «Метод Стихираря» Ксена Корониса, в числе диаграмм - «Составное колесо» (Мудрейшее параллаги) и «Древо параллаги» Иоанна Кукузеля (прозванного «маистором маисторов» и «учителем учителей»). На иллюстрации приведено «Древо параллаги» по рукописи 1692 г. свящ. Павла Скопелита (Athen. Bibl. Nat. 902. Fol. 6v; см. описание: Χατζηγιακουμής. 1980. Σ. 149; Troelsgård. Inventory; почти такая же диаграмма, возможно того же писца, содержится в ркп. 1686 г. Bibl. Acad. Rom ăn. 867. Fol. 6, см.: Barbu-Bucur. 1989. P. 43); мартирии, выписанные красным цветом под черными интервальными знаками, даны в соответствии с их классическими формами византийского периода (см.: Troelsgård. 2011. P. 63; Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 418-419, 464). В расшифровке этого «Древа параллаги» приведены значения интервальных знаков (верхний нотоносец, синий цвет) и соответствующих им малых ихим по кодексу Chrysander (XVII в.; см.: Fleischer. 1904. Tl. S. 17-18; Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 452) (нижний нотоносец, красный цвет): α´ - 1-й и 1-й плагальный (5-й) гласы, оканчиваются на 1-м звуке 2-го гласа; β´ - 2-й и 2-й плагальный (6-й) гласы, оканчиваются на 1-м звуке 3-го гласа; γ´ - 3-й и 3-й плагальный (βαρύς, 7-й) гласы, оканчиваются на 1-м звуке 4-го гласа; δ´ - 4-й и 4-й плагальный (8-й) гласы, оканчиваются на квинту выше начального звука 1-го гласа.

На «Протеории Пападики» воспитывались мн. поколения певчих на протяжении более чем 7 веков. Она также вызывала интерес у западноевроп. ученых: А. Кирхера, М. Герберта, Г. А. Виллото, Ф. Й. Зульцера и др. С кон. XIX в. Протеория Пападики стала основным музыкально-теоретическим текстом, с к-рым работали, изучая средневизант. нотацию и с ее помощью - ранневизант. нотацию, такие основоположники муз. палеографии, как Ж. Б. Тибо, О. Флейшер, К. Псахос, К. Хёг, Г. Тильярд, Э. Веллес, свящ. Л. Тардо, О. Странк, К. Флорос и др. Различные методы и диаграммы, содержащиеся в «Протеории...», служат ключами к палеографическому, морфологическому и стилистическому изучению богатого византийского и поствизантийского муз. наследия.

Изд. и кат.: Fleischer O. Die spätgriechische Tonschrift. B., 1904. Tl. 1. S. 17-24; Tl. 2. Photogr. 3-36; Χατζηγιακουμής Μ. Χειρόγραφα ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς, 1453-1820: Συμβολὴ στὴν ἔρευνα τοῦ νέου ῾Ελληνισμοῦ. ᾿Αθήνα, 1980. Μέρος Ε´: Παράρτημα. Εἰκόνες 1, 10, 16; Harlfinger D. et al. Specimina Sinaitica: Die datierten griechischen Handschriften des Katharinen-Klosters auf dem Berge Sinai, 9. bis 12. Jh. B., 1983. Taf. 148; Герцман Е. В. Петербургский Теоретикон. Од., 1994. С. 35-240, I-LVIII; Wanek N.-M. Die Papadikai in den Codices des 18. Jhs. // Eadem. Nachbyzantinischer Liturgischer Gesang im Wandel: Studien zu den Musikhandschriften des Supplementum Graecum der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 2007. S. 189-214. Abb. 43-64.
Лит.: Kircher A. Musurgia universalis. R., 1650. P. 72-79; Sulzer F. J. Geschichte des Transalpin. Daciens. W., 1781. Bd. 2. S. 457-501. Tabulae 3-4; Tillyard H. J. W. Fragment of a Byzantine Musical Handbook in the Monastery of Laura on Mt. Athos // AnnBSA. 1912/1913. Vol. 19. P. 95-117; idem. A Byzantine Musical Handbook at Milan // JHS. 1926. Vol. 46. N 2. P. 219-222; Milojković-Djurić J. A Papadike from Skoplje // SEC. 1966. Vol. 1. P. 153-186; Raasted J. Intonation Formulas and Modal Signatures in Byzantine Musical Manuscripts. Copenh., 1966. (MMB. Subs.; 7); Strunk O. Specimina notationum antiquiorum: Folia selecta ex variis codicibus saec. X, XI & XII phototypice depicta. Cph., 1966. (MMB. Ser. princip.; 7); Floros C. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. 3 Bde; Тончева Е. Преписи на хирономическото певческо упражнение на Йоан Кукузел // Изв. на Ин-та по музикознание на БАН. София, 1974. T. 18. С. 209-302; Ψάχος Κ. ῾Η παρασημαντικὴ τῆς βυζαντινῆς μουσικῆς, ἤτοι ἱστορικὴ κα τεχνικὴ ἐπισκόπησις τῆς σημειογραφίας τῆς βυζαντινῆς μουσικῆς ἀπὸ τῶν πρώτων χριστιανικῶν χρόνων μέχρι τῶν καθ᾿ ἡμῶν. ᾿Αθῆναι, 1978. Σ. 115-158. Πίναξ 19; Barbu-Bucur S. Cultura muzicală de tradiţie bizantină pe teritoriul României în secolul XVIII şi începutul secolului XIX şi aportul original al culturii autohtone. Bucur., 1989. P. 63-91; Στάθης Γ. ῾Η Μέθοδος τῶν θέσεων τοῦ ᾿Ιωάννου Κουκουζέλη κα ἡ ἐφαρμογή της // Byzantine Chant: Tradition and Reform: Acts of a Meeting held at the Danish Institute at Athens, 1993 / Ed. C. Troelsgård. Athens, 1997. Vol. 2. P. 189-204; Lazarov S. A Medieval Slavonic Theoretical Treatise on Music // Studies in Eastern Chant. Crestwood (N. Y.), 1990. Vol. 5. P. 50-56; Alexandru M. Studie über die «grossen Zeichen» der byzant. musikalischen Notation, unter besonderer Berücksichtigung der Periode vom Ende des 12. bis Anfang des 19. Jh.: Diss. Kbh., 2000. 3 Bde; eadem. When Music Theory Becomes a Chant: The Protheory of the Papadike in two Sinaitic Musical Manuscripts of the late 15th cent. // Musical Romania and the Neighbouring Cultures: Traditions - Influences - Identities: Proc. of the Intern. Musicological Conf., July 4-7, 2013, Iaşi / Ed. L. Vasiliu e. a. Fr./M. etc., 2014. P. 119-134; eadem (Αλεξάνδρου Μ.). Ο διδάσκαλος των διδασκάλων μέσα από τον καθρέφτη της Προθεωρίας της Παπαδικής // Η ψαλτική τέχνη ως αυτόνομη επιστήμη: Πρακτικά 1ου Διεθνούς διεπιστημονικού μουσικολογικού συνεδρίου, 29 Ιουνίου - 3 Ιουλίου 2014, Βόλος / Επιμ. Κ. Χ. Καραγκούνης, Γ. Κουρουπέτρογλου. Βόλος, 2015. Σ. 91-108; eadem. Παλαιογραφία Βυζαντινής μουσικής: Επιστημονικές και καλλιτεχνικές αναζητήσεις. Αθήνα, 2017. Σ. 311-336, 421-426, 442-452, 478-498, 528-529, 544-561; eadem. Ερωταποκρίσεις σχετικά με το μουσικοθεωρητικό έργο του Γρηγορίου Μπούνη του Αλυάτη: Ανακοίνωση στο Ε´ Διεθνές Συνέδριο μουσικολογικό και ψαλτικό, οργανωμένο από την Ιερά Σύνοδο της Εκκλσίας της Ελλάδος και το ´Ιδρυμα Βυζαντινής Μουσικολογίας, Αθήνα, 13-15 Δεκεμβρίου 2012: Θεωρία και πράξη της ψαλτικής τέχνης: Ερωταποκρίσεις και ακρίβεια της ψαλτικής τέχνης (в печати); Makris E. Die musikalische Tradition des Anastasimatarion im 16. und 17. Jh.: Diss. W ., 1996; Troelsgård C. Byzantine Neumes: A New Introd. to the Middle Byzantine Musical Notation. Cph., 2011. (MMB. Subs.; 9); idem. Inventory of Microfilms and Photographs in the Collection of Monumenta Musicae Byzantinae // www.igl.ku.dk/MMB/catbyz.htm [Электр. ресурс]; Μιχαηλίδης Σ. ᾿Εγκυκλοπαίδεια τῆς ἀρχαίας λληνικῆς μουσικῆς. ᾿Αθήνα, 19993; Χατζηγιακουμής Μ. Η εκκλησιαστική μουσική του ελληνισμού μετά την ´Αλωση (1453-1820): Σχεδίασμα ιστορίας. Αθήνα, 1999; Raasted J., Troelsgård C. Papadike // NGDMM. 2001. Vol. 19. P. 52-53; ᾿Αποστολόπουλος Θ. ῾Ο ᾿Απόστολος Κώνστας ὁ Χῖος κα ἡ συμβολή του στὴ θεωρία τῆς μουσικῆς τέχνης. ᾿Αθήνα, 2002; Alexandrescu O. Catalogul manuscriselor muzicale de tradiţie bizantină din secolul al XVII-lea. Bucur., 2005; Κρητικού Θ. Μία μέθοδος τῆς καλοφωνίας κα συνθέσεως τῶν καλοφωνικῶν θέσεων // Proc. of the 1st Intern. Conf. of the American Society of Byzant. Music and Hymnology. Athens, 2007. P. 87-109; Alexandru M., Troelsgård C. Η σημασία της Παπαδικής λεγόμενης προθεωρίας για την έρευνα της βυζαντινής και μεταβυζαντινής μουσικής // Actes du VIe Colloque Intern. de Paléographie Grecque, Drama, 21-27 sept. 2003. Athènes, 2008. T. 2. P. 559-572; T. 3. P. 1221-1233; iidem. The Development of a Didactic Tradition - The Elements of the Papadike // Tradition and Innovation in Late- and Postbyzantine Liturgical Chant: Proc. of the Congr. held at Hernen Castle, the Netherlands, 30 Oct.- 3 Nov. 2008. / Ed. G. Wolfram, C. Troelsgård. Leuven etc., 2013. P. 1-57; iidem. Strategies of Editing «Living Texts»: The Case of the Papadike. // Proc. of the 23rd Intern. Congr. of Byzant. Stud., Belgrade, 22-27 August 2016 (в печати); Wolfram G. Xenos Korones' Μέθοδος τοῦ Στιχηραρίου // Tradition and Innovation in Late- and Postbyzantine Liturgical Chant. Leuven etc., 2013. P. 123-134; Huglo M., Brockett C. Odo (Oddo) // Grove Music Online. Oxf., 2019 // https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.20255 [Электр. ресурс].
М. Александру
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение